|
…убъект федерации) и по-горизонтали – на ветви власти, добиваясь равенства властей принципом сдержек и противовесов.
1. Охранительный либерализм 2. Ортодоксальный консерватизм 3. Политический радикализм
1. Охранительный либерализм как общественно-политическое течение связано с научной и публичной деятельностью Б. Н. Чичерина, выдвинувшего идею гармоничного сочетания индивидуальной свободы и государственных интересов в рамках верховенства права при конституционной монархии. 2. К ортодоксальному консерватизму относят идеи и политику К. П. Победоносцева, который считал невозможным перенесение западных политических институтов в Россию, обосновывая это глубокой религиозностью народа и его преданностью самодержавию. 3. Начало политическому радикализму положил А. Н. Радищев, веривший в особый путь развития России через революционное низвержение самодержавия и установление народного правления в форме федерации вольных городов по примеру Древнего Новгорода.
Заслугой американской политологической школы считается разработка системного и структурно-функционального анализа политических феноменов. С именами американских ученых Т. Парсонсом, Д. Истоном и Г. Алмондом связаны современные знания о политической системе общества, ее функциях и структуре. Т. Парсонс в своих исследованиях концентрировал внимание на диалектической взаимосвязи между структурой и функциями в системе, Д. Истон – на механизме обратной связи, а Г. Алионд в качестве основных объектов исследования выделил институты и политические ориентации, характеризующие политическое поведение субъектов политики.
1. Власть 2. Авторитет 3. Господство
1. Власть – это универсальный механизм интеграции, согласования и упорядочения взаимодействий людей, реализующих собственные интересы. 2. Авторитет – это способность субъекта власти оказывать влияние на объект, других людей без принуждения и угрозы санкций. 3. Господство – это форма, способ проявления власти с опорой на сакральность, могущество или силу. Власть – это базовая категория политической науки, так как обеспечивает внутреннюю кооперацию и равновесие социальной системы, предохраняет общество от энтропии (гибели) и хаоса. Формами существования власти являются авторитет и господство, при этом авторитет характеризуется неформальным влиянием и добровольностью подчинения, а господство, наоборот, стремится придать своему праву на принуждение формальный, легальный характер.
1. Патриархальная теория 2. Теория насилия 3. Теократическая теория
1. Согласно патриархальной теории, государство возникло в результате механического соединения родов в племена и племенные союзы. В основе теории лежит концепция власти, рассматривающая патриархальную власть отца в семье как первооснову любой власти в обществе, в том числе и монархической. Государство возникает как следствие развития института семьи и становится «большой семьей», где государь – это «отец-патриарх», а его подданные – «дети». В основе управления должна лежать семейная этика. 2. Теория насилия определяет государство как организацию насилия, обеспечивающую господство победителей над побежденными. Автором теории является Л. Гумплович, который завоевания считает первичными общественными отношениями, породившими неравенство, классы и само государство. 3. Теократическая теория определяет государство как Божий промысел, как реализацию тезиса «вся власть от Бога». Теократией называют форму господство церкви над светской властью и обществом. Обоснованием того, что государство есть «божий промысел», стали примеры первых государств, которыми управляли жрецы, служители культа.
1. Функция адаптации 2. Функция целедостижения 3. Функция интеграции
1. Функция адаптации связана с установлением связей системы с окружающей средой, трансформацией среды под интересы и потребности системы. 2. Функция целедостижения связана с определением приоритетов и целей развития системы, мобилизацией энергии и ресурсов для их реализации. 3. Функция интеграции реализуется в поддержании координации взаимоотношений между составляющими системы, в объединении усилий субъектов системы по сохранению ее целостности. Данная типология функций системы дана по Т. Парсонсу, который считает, что любая социальная система должна исполнять эти функции для удовлетворения своих элементарных потребностей и достижения целостности.
Основой гражданского общества являются индивид, обладающий правами и свободами, и неполитические организации, с помощью которых он их реализует. Гражданское общество предстает в виде социального, экономического и культурного пространства, в котором взаимодействуют свободные индивиды и общественные организации, реализующие частные интересы. Государство противопоставляется гражданскому обществу и характеризуется тотальным регламентированием взаимоотношений между политическими субъектами и государственными структурами.
1. Интегративная функция 2. Ориентационная функция 3. Инструментальная функция
1. Интегративная функция направлена на объединение и согласование интересов различных социальных групп на основе ценностей и идеалов, признанных всем обществом. 2. Ориентационная функция связана с выработкой политического курса, отражающего тенденции прогресса и потребности групп населения. 3. Инструментальная функция – это определение способов и методов решения поставленных перед обществом задач. Жизнедеятельность сложных социальных систем, основанных на взаимодействии разнородных, часто противоположных, интересов и их носителей, требуют руководящего начала. Руководящее начало в рамках всей страны принадлежит политическим лидерам, которые способны существенным образом влиять на группы, организации и общественные институты. Направления управленческого воздействия под определенные цели характеризуют функции лидеров.
1. Политическая партия 2. Группа давления 3. Общественно-политическое движение
1. Политическая партия – это добровольная политическая организация, представляющая интересы определенной социальной группы и ставящая своей целью их реализацию путем достижения политической власти. Цель на достижение политической власти является определяющим признаком партии как политического института. 2. Группа давления – это организованная группа, основной задачей которой является целенаправленное воздействие на органы государственной власти и иные субъекты политики с целью защиты и реализации своих частных интересов. Определяющим признаком является воздействие на органы власти с целью реализации частных интересов, но без завоевания власти. 3. Общественно-политическое движение – это массовое объединение граждан временного характера, которое формируется для реализации задач поддержки или давления на субъектов избирательного процесса. После выборов движения прекращают свое существование или реорганизуются в партию.
Согласно марксистской теории, субъектами политических отношений выступают классы. К. Маркс, характеризуя классы как большие социальные группы, различает их по месту в системе общественного производства, по отношению к собственности и средствам производства. Государство он считал аппаратом насилия, посредством которого класс эксплуататоров устанавливает свое господство над классом эксплуатируемых. Источником смены одной формации другой, по определению К. Маркса, была классовая борьба. Ликвидация антагонистических классов приведет к отмене государства как системы насилия и принуждения, и оно будет заменено самоуправлением и самоорганизацией народа.
Процесс усвоения индивидом ценностей и норм политической культуры, присущих конкретному обществу и позволяющих эффективно выполнять политические роли и функции, называется политической социализацией. Социализация обеспечивает сохранение самого общества и политической системы, способствует преемственности политической власти. В отличие от общей социализации, политическая имеет свою особенность: после 18 лет любое политическое решение и действие или бездействие индивида может иметь социально значимые последствия, даже помимо его воли.
Переход от традиционной политической системы к современной обозначают термином «политическое развитие». Понятие было введено в научный оборот во второй половине ХХ века для отражения динамики политической жизни и обозначения процессов ее изменения. Наряду с этим термином, активно используются близкие по значению понятия «политическая модернизация» и «политическая трансформация», которые отражают эволюционное и ненасильственное развитие. Методологической основой выступает «социология развития».
Способ осуществления политической деятельности на основе ее рационального расчленения на процедуры, операции, с последующей их координацией под цели воспроизводства политических процессов и явлений в заданных параметрах, называется политической технологией. В данном определении отражены основные черты технологизации политической деятельности, а именно: расчленение деятельности на процедуры и операции, воспроизводство политических процессов и явлений под заданные параметры.
Главными (основными) субъектами мировой политической системы являются национальные государства, наднациональные политические организации и союзы. Мировая политическая система сформировалась с целью реализации политических интересов национальных государств на глобальном уровне, поэтому ее характеризуют как государственно-центристскую. Главным механизмом обеспечения мирового порядка изначально являлись завоевания, контроль территорий и сфер влияния. С этих позиций рассматриваются Вестфальская и Венская модели мира. Возрастание роли неполитических субъектов в мировой расстановке сил характеризует современную систему международных отношений.
Представителями современных концепций гегемонии, трактующих систему международных отношений в контексте глобального доминирования США, являются Ф. Фукуяма и З. Бжезинский. Ф. Фукуяма является автором концепции «конца истории», где базовым постулатом является следующий: новая структура мира будет основана на ценностях свободного рынка и демократии, носителем которых является США (следствием поражения СССР в «холодной войне» стало отсутствие альтернатив либеральной демократии). З. Бжезинский известен, в первую очередь, своей работой «Великая шахматная доска. Господство Америки и его геостратегические императивы» (1998), где сформулировал концепцию «американской гегемонии нового типа».
Военно-политическими союзами являются Организация североатлантического договора (НАТО) и Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). НАТО – это военно-политический союз, созданный в 1949 г. для защиты интересов Европы и США в условиях противостояния с СССР. Вооруженными силами НАТО являются непосредственно приданные организации воинские подразделения и дополнительные силы на случай конфликта, которые предоставляет каждая страна, участник блока. ОДКБ – это тоже военно-политический союз, созданный в рамках СНГ на основе Договора о коллективной безопасности 1992 г. Коллективные силы оперативного реагирования были созданы в 2009 г., и их целями, наряду с оборонительными, являются борьба с наркотрафиком и спасательные операции при чрезвычайных ситуациях.
Концепция внешней политики РФ признаками сетевой дипломатии называет опору на гибкие формы участия в многосторонних мировых структурах и коллективный поиск решений общемировых задач. Переход на сетевую дипломатию обусловлен активным развитием информационных ресурсов и технологий, которые внесли изменения в категорию «пространство», трансформацией расстановки сил в мире после распада СССР, переходом к многополярному миру. Первым опытом формирования сетевого государственного образования называют Европейский Союз, для которого стали характерны коллективный поиск решений общеевропейских задач и освоение гибких форм участия стран-членов ЕС в европейских делах.
В соответствии с «силовой парадигмой» политическая жизнь общества исследуется как процесс столкновения индивидуальных стремлений к власти, где побеждает сильнейший. Методологической матрицей для данной парадигмы стал бихевиористский подход, где человек рассматривается как «властолюбивое животное»: неосознанное стремление к власти лежит в основе всех его поступков. Данный подход акцентирует внимание на мотивах, побуждающих индивида к определенному политическому поведению. Особенности мотивации политического поведения легли в основу выделения исследовательских парадигм: силовой, «рыночной», игровой и психоаналитической.
Прикладная политология обеспечивает необходимыми данными разработку рациональных способов разрешения политико-управленческих вопросов. В современной западной политической науке проблемы прикладного политического анализа, политического управления и принятия решений рассматриваются в предметном поле политико-управленческих дисциплин. Общая цель прикладных методов исследования и аргументации – это разработка принципов и методов подготовки, принятия и осуществления публично-политических решений в проблемных ситуациях, обладающих общественной значимостью.
Прогноз развития современной эпохи на основе сближения социальных систем социализма и капитализма и их взаимного обогащения при формировании «смешанной системы», характерен для теории конвергенции (от лат. convergere – «приближаться, сходиться»). Теория получила распространение в общественной мысли Запада в 50-60 гг. ХХ в., и на практике нашла свое отражение в концепциях социального государства и социально ориентированной рыночной системы.
Модель, призванная организовывать оптимальный путь нормализации функционирования политической системы в условиях возникновения кризисных ситуаций, называется диагностической моделью (или антикризисной). Диагностирование предполагает выявление патологии, то есть явления или процесса, которые вызвали беспокойство в обществе, анализ причин и оценку на актуальность для текущего момента. На основе диагностики строятся модели профилактики и антикризисного поведения структур власти и управления. В классификации моделей по целям, кроме диагностической, выделяют оптимизационные, оценочные, компромиссные, познавательные модели и модели принятия решений.
Решение: Тактическое, общественно приемлемое отношение к различным политическим и общественным группам, исключающее всякую возможность дискриминации, оскорбления или ущемления достоинства, прав и свобод отдельных лиц по каким-либо признакам в процессе политической деятельности, характеризуется как политкорректность. В политическую практику термин вошел в начале 90-х гг. ХХ в., авторство приписывается К. Декроу, президенту Национальной организации женщин США, которая в 1975 г. заявила, что ее организация придерживается «интеллектуального и политически корректного (politically correct) курса».
Решение: Процесс усвоения индивидом, группой ценностей и норм политической культуры, позволяющих эффективно выполнять политические роли и функции и тем самым обеспечивать целостность и сохранность общества, его политической системы, называется политической социализацией. Как и общий процесс социализации личности, усвоение политических знаний, опыта и культурного наследия происходит в течении всей жизни и в режиме реальной практики.
Решение: 1.К общенаучным социально-гуманитарным категориям относят прогресс, революцию, общество, власть. Данные категории отражают философский уровень социального познания, поэтому являются общими для всех социально-гуманитарных наук. 2. К специфическим политологическим категориям относят политику, политический режим, плюрализм, партийную систему. Данные категории качественно раскрываются в политологии, являются ее базовыми понятиями. 3. Категории наук, находящихся на стыке с политологией, – это правовое государство, общественное мнение, социальный конфликт, гражданское общество. Правовое государство и гражданское общество являются категориями правоведения и политологии, социальный конфликт и общественное мнение – социологии и политологии.
Решение: 1. Классический период, который характеризуется доминированием логико-философского и морально-аксиологического подходов, был до ХIХ в. Знания об обществе и его подсистемах формировались в рамках социальной философии. 2. Институциональный период, когда на ведущие позиции выходят историко-сравнительный и нормативно-институциональный методы, датируется ХIХ – началом ХХ вв. В этот период формируются основные (базовые) социально-гуманитарные науки, со своими объектами и предметами познания, методологиями и методами исследований. 3. Бихевиористский период, когда стали активно внедрятся количественные методы исследований, датируют 20-ми – 70-ми гг. ХХ в. Начало данного этапа связывают с освоением бихевиористского метода познания, который противопоставлялся формально-институциональному подходу. В качестве эмпирических донных используется статистика, количественные показатели социологических исследований. Периодизация развития методологии увязана с этапами становления и развития политологии как науки: этап политической философии (классический период) сменяется этапом становления науки и ее научных школ (институциональный период), с появлением бихевиористского метода и расширением эмпирической база исследований формируется комплекс политических наук. Современный этап развития методологии связывают с синергетическим подходом и междисциплинарными комплексными исследованиями, характеризуют его как постбихевиористским.
Решение: 1. Политическое учение, провозглашающее морально-этические нормы обязательными для соблюдения всеми, кто хочет жить в согласии с самим собой и другими, а особенно для «благородных мужей», которые должны стать нравственным примером для других, – это конфуцианство, (по основателю учения Конфуцию). 2. Политико-правовое учение, доказывающее несовместимость морали и политики, необходимость использования «кнута и пряника» как главного средства государственного управления, причем не столько «пряника», сколько «кнута», – это легизм. Основателем легистской школы считают китайского правителя Шан Яна. 3. Политическое учение, основанное на божественном откровении и христианской этике, провозглашающее превосходство церковной власти над светской, – это политическая теология, которая наиболее полно и качественно прописана в трудах А. Августина и Ф. Аквинского.
Решение: 1. Т. Гоббс – это сторонник абсолютной государственности, при которой граждане сами добровольно передают свои права и свободы государству, а уже оно творит гражданское общество, обеспечивает цивилизованность бытия. 2. Ш. Монтескье, отстаивая идеи правовой государственности, формулирует теорию разделения властей, где деление верховной власти на три ветви должно обеспечить защиту прав и свобод граждан. 3. Ж.-Ж. Руссо – основоположник политического радикализма и договорной теории власти, который обосновывал необходимость подчинения граждан воле большинства на добровольной основе или принудительно ради свободы. В Новое время формируются основные теории и концептуальные подходы к взаимодействию государства, общества и личности. Т. Гоббса и Ш. Монтескье относят к теоретикам либерализма, но они имеют разные взгляды на отношения государства к правам и свободам гражданина. Ж.-Ж. Руссо критиковал либерализм, считая, что интересы «общей волей» народа первичны и должны быть защищены как правом, так и принуждением.
Решение: 1. Охранительный либерализм как общественно-политическое течение связано с научной и публичной деятельностью Б. Н. Чичерина, выдвинувшего идею гармоничного сочетания индивидуальной свободы и государственных интересов в рамках верховенства права при конституционной монархии. 2. К ортодоксальному консерватизму относят идеи и политику К. П. Победоносцева, который считал невозможным перенесение западных политических институтов в Россию, обосновывая это глубокой религиозностью народа и его преданностью самодержавию. 3. Начало политическому радикализму положил А. Н. Радищев, веривший в особый путь развития России через революционное низвержение самодержавия и установление народного правления в форме федерации вольных городов по примеру Древнего Новгорода.
Решение: Согла… Продолжение » |
|