|
…; ○ даосизм ● веданта | |
Вопрос № 320 | ||
Вопрос: | Основателем даосизма считается … | |
Ответы: | ○ Конфуций ○ Мэн-цзы ● Лао-цзы ○ Дао-ань | |
Решение: | Лао-цзы («Учитель Лао», «Старый ребенок») (кон. VII – нач. VI в. до н.э.) – древнекитайский философ, мифологизированный основоположник даосизма и автор «Дао дэ цзина» («Канон пути и благодати») (Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / гл. ред. М.Л. Титаренко; ИДВ. М., 2006. Т. 1–5. С. 289). | |
Вопрос № 321 | ||
Вопрос: | Родиной религиозно-философской системы зороастризма является … | |
Ответы: | ● Ближний Восток ○ Древняя Индия ○ Древний Китай ○ Япония | |
Вопрос № 322 | ||
Вопрос: | К составляющим мировоззрения относятся… | |
Ответы: | ☑ мироощущение ☐ теория ☐ картина мира ☑ миропонимание ☑ мировосприятие | |
Вопрос № 323 | ||
Вопрос: | Представление о том, что все в этом мире имеет духовное начало, является характерным для представителей… | |
Ответы: | ☐ атомизм ☑ объективного идеализма ☐ дуализма ☑ гилозоизма ☐ материализма | |
Решение: | Идеализм – философское направление, признающее сознание первичным по отношению к материи. Идеализм по-разному воспринимает первичность сознания, поэтому существуют два направления: объективный идеализм и субъективный идеализм. Гилозоизм – философское направление, рассматривающее всю материю с самого начала как живую (одушевленную). | |
Вопрос № 324 | ||
Вопрос: | Функциями философии, о которых идет речь в высказывании Платона «Под воздействием философии душа человека очищается и человек становится подлинно совершенным» являются… | |
Ответы: | ☐ координирующая ☑ гуманистическая ☐ гносеологическая ☐ интегрирующая ☑ воспитательная | |
Вопрос № 325 | ||
Вопрос: | Представление материи и духа как неотделимых сторон одной и той же субстанции характерно для представителей … | |
Ответы: | ☑ гилозоизма ☑ панпсихизма ☐ идеализма ☑ пантеизма ☐ материализма ☐ дуализма | |
Вопрос № 326 | ||
Вопрос: | Представителями элейской философской школы являются … | |
Ответы: | ☑ Ксенофан ☑ Зенон ☑ Парменид ☐ Анаксагор ☐ Гераклит | |
Вопрос № 327 | ||
Вопрос: | Историческими этапами средневековой философии являются… | |
Ответы: | ☑ патристика ☐ софистика ☑ апологетика ☐ майевтика ☑ схоластика | |
Вопрос № 328 | ||
Вопрос: | Установите соответствие между гносеологическими направлениями философии Нового времени и принципами, на которые они опираются. 1. Рационализм 2. Материалистический эмпиризм 3. Идеалистический эмпиризм | |
Ответы: | Задание на соответствие, палим "решение" | |
Вопрос № 329 | ||
Вопрос: | Установите соответствие между ступенями развертывания Абсолютного Духа и типами культур в философии Г. Гегеля. 1. Преобладание формы над идеей 2. Равновесие формы и содержания 3. Преобладание идеи над формой | |
Ответы: | Задание на соответствие, палим "решение" | |
Вопрос № 330 | ||
Вопрос: | Представителями философии экзистенциализма являются … | |
Ответы: | ● Ответ неверный! ● Работы экзистенциалистов оказали большое влияние на литературу, искусство Запада, а через них и на умонастроения европейской интеллигенции. Эти мыслители считали, что философия по методу познания ближе к искусству, чем к науке. ● Закрыть данную подсказку. ● Задание выполнено неправильно, так как выбран неполный перечень верных ответов из предложенных. ● Закрыть данную подсказку. ● Укажите не менее двух вариантов ответа ● Б. Рассел, А. Бергсон ● К. Поппер, Л. Витгенштейн ● М. Хайдеггер, К. Ясперс ● А. Камю, Ж.-П. Сартр | |
Вопрос № 331 | ||
Вопрос: | Мировоззренческими основами славянофильства являются… | |
Ответы: | ☑ консерватизм ☐ демократизм ☑ мессианизм ☐ рационализм ☑ соборность | |
Вопрос № 332 | ||
Вопрос: | Установите соответствие между онтологическими позициями и подходами к решению вопроса об отношении бытия и сознания. 1. Реализм 2. Субъективный идеализм 3. Экзистенциализм | |
Ответы: | Задание на соответствие, палим "решение" | |
Вопрос № 333 | ||
Вопрос: | Установите соответствие между атрибутами материи и их содержанием. 1. Структурность 2. Движение 3. Пространство 4. Время 5. Отражение | |
Ответы: | Задание на соответствие, палим "решение" | |
Вопрос № 334 | ||
Вопрос: | Установите соответствие между формами движения материи и примерами, раскрывающими их содержание. 1. Физическая 2. Химическая 3. Биологическая 4. Социальная | |
Ответы: | Задание на соответствие, палим "решение" | |
Вопрос № 335 | ||
Вопрос: | Идеи диалектики развивали такие представители немецкой классической философии, как … | |
Ответы: | ☑ Г. Гегель ☑ И. Кант ☐ А. Шопенгауэр ☐ Л. Фейербах, | |
Вопрос № 336 | ||
Вопрос: | Общими позициями субъективного идеализма и диалектического материализма в трактовке сознания и познания являются следующие: | |
Ответы: | ☑ субъект познания активен ☐ субъект познания имеет общественную природу ☑ ощущения есть исходный материал знания ☐ субъект познания пассивен | |
Вопрос № 337 | ||
Вопрос: | Укажите проблемы, имеющие отношение к гносеологии. | |
Ответы: | ☐ природа и иерархия ценностей ☑ способы достижения истинного знания ☐ материальное единство мира ☑ вопрос о границах человеческого знания | |
Вопрос № 338 | ||
Вопрос: | Мнение в отличие от знания… | |
Ответы: | ☑ является субъективной оценкой чего-либо ☐ неизменно в определенных исторических пределах ☑ изменяется достаточно быстро ☐ имеет достоверный характер | |
Вопрос № 339 | ||
Вопрос: | К логическим критериям истины относятся… | |
Ответы: | ☑ независимость аксиом ☐ когерентность ☐ эмпирическая проверяемость ☑ непротиворечивость аксиом | |
Вопрос № 340 | ||
Вопрос: | Общими чертами научного и художественного познания являются… | |
Ответы: | ☑ достижение достоверного знания ☑ творческое отношение к предмету познания ☐ личностно-эмоциональное видение мира ☐ строгая доказательность, обоснованность выводов | |
Вопрос № 341 | ||
Вопрос: | Эмпирический уровень научного познания в отличие от теоретического … | |
Ответы: | ☑ предполагает непосредственное взаимодействие с объектом исследования ☑ нацелен на получение научных фактов ☐ не формулирует законов функционирования изучаемого объекта ☐ оперирует идеализированными объектами | |
Вопрос № 342 | ||
Вопрос: | Согласно позиции сциентизма (сайентизма) наука … | |
Ответы: | ☑ является высшей ценностью культуры ☑ есть область естествознания ☐ способствует росту этического нигилизма ☐ не вмешивается ни в религию, ни в политику, ни в этику | |
Вопрос № 343 | ||
Вопрос: | В Древнем мире развитие техники тесно связано в первую очередь с … | |
Ответы: | ☐ философий ☑ магией ☑ мифом ☐ развитием науки | |
Вопрос № 344 | ||
Вопрос: | В античном мировоззрении человек предстает как микрокосм, соединяющий в себе такие силы вселенной, как … | |
Ответы: | ☑ логос ☑ полис ☑ хаос ☐ сансара ☐ сверх-Я | |
Вопрос № 345 | ||
Вопрос: | Основными направлениями социальной антропологии в XIX–XX в. являются интерпретативная антропология, структурализм, марксистская антропология, … | |
Ответы: | ● Ответ неверный! ● Представителями этих направлений являются Дюркгейм, Малиновский, Браун, Г. Спенсер, Тейлор, Морган. ● Закрыть данную подсказку. ● Задание выполнено неправильно, так как выбран неполный перечень верных ответов из предложенных. ● Закрыть данную подсказку. ● Укажите не менее двух вариантов ответа ● экзистенциализм ● функционализм ● эволюционизм ● идеализм | |
Вопрос № 346 | ||
Вопрос: | Культура, по К. Марксу, является … | |
Ответы: | ● Ответ неверный! ● К. Маркс считал культуру посредником между человеком и природным миром. ● Закрыть данную подсказку. ● Задание выполнено неправильно, так как выбран неполный перечень верных ответов из предложенных. ● Закрыть данную подсказку. ● Укажите не менее двух вариантов ответа ● совокупностью материальных и духовных ценностей ● второй натурой ● системой знаков, в которой закодированы духовные ценности ● принципом связи человека с миром | |
Вопрос № 347 | ||
Вопрос: | Философами ХХ века, отрицавшими проблему смысла жизни, являются … | |
Ответы: | ☐ А. Хомяков, И. Киреевский ☑ А. Камю, З. Фрейд ☐ К. Маркс, Ф. Энгельс ☑ Л. Витгенштейн, У. Джеймс | |
Вопрос № 348 | ||
Вопрос: | Элементами духовной сферы жизни общества являются … | |
Ответы: | ☐ общественное движение ☐ политическая партия ☑ наука ☑ религия ☐ производство товаров ☑ искусство | |
Вопрос № 349 | ||
Вопрос: | Представителями теории стадиального развития в социальной философии являются… | |
Ответы: | ☑ Д. Белл ☑ Р. Арон ☐ О. Шпенглер ☐ М. Вебер ☑ У. Ростоу | |
Вопрос № 350 | ||
Вопрос: | К «мир-системной» типологии общества, предложенной И. Валлерстайном, относятся понятия … | |
Ответы: | ☐ информационное общество ☑ ядро ☐ технотронное общество ☑ полупериферия ☑ перифирия ☐ капиталистическое общество | |
Вопрос № 351 | ||
Вопрос: | Проявлениями современного этапа развития общества являются … | |
Ответы: | ☐ появление массовой культуры ☑ развитие компьютерных технологий ☑ технологическая революция ☐ машинное производство ☐ экстенсивные технологии ☑ информатизация общества | |
Решение: | Современный этап развития общества – новый постиндустриальный этап развития. Он характеризуется ростом значения информации в жизни общества, появлением новейших технологий. | |
Вопрос № 352 | ||
Вопрос: | К особенностям философских проблем могут быть отнесены … | |
Ответы: | ☑ предельность ☐ конкретность ☑ всеобщность ☐ образность ☑ вечность | |
Решение: | Всеобщее в системе «мир – человек», составляющее предмет философского познания, является предметным основанием проблем философии. Эти проблемы всеобщи, предельны – предельны для бытия человека, для его общей программы деятельности, для всей человеческой культуры. Проблемы философского знания охватывают мир в целом – в этом выражается их всеобщность. Предельная широта философских проблем связана с их фундаментальностью для общего понимания мира, жизни, отношения человека к миру. Философские проблемы «вечны» в том смысле, что они всегда сохраняют свое значение: в каждую эпоху постановка этих проблем означает не просто продолжение традиции, но и выявление новой перспективы. | |
Вопрос № 353 | ||
Вопрос: | Основными гносеологическими подходами к вопросу о познаваемости мира являются … | |
Ответы: | ☐ гедонизм ☑ гностицизм ☑ агностицизм ☐ идеализм | |
Решение: | Гносеология – раздел философии о познании. В зависимости от ответа на вопрос о познаваемости мира в нем выделяют гносеологический оптимизм и агностицизм. Сторонники гносеологического оптимизма утверждают, что мир познаваем исчерпывающе и безусловно. Агностики утверждают, что мир познаваем лишь в ограниченных пределах (Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: учеб. М, 2001. С. 208). | |
Вопрос № 354 | ||
Вопрос: | К монистическим моделям мира относятся философские направления … | |
Ответы: | ☑ материализма ☑ идеализма ☐ дуализма ☑ гилозоизма ☐ плюрализма | |
Решение: | Идеализм, как и материализм, относится к монистическим моделям мира, признающим существование единого начала – либо материального, либо духовного. Материализм считает, что первична материя, что она порождает сознание в процессе своего изменения и развития. Идеализм исходит из первичности духа по отношению к материи. Пантеизм – учение, в котором отождествляются Бог и мир. Бог представляется как безличный дух, растворённый в природе, слитый с нею. | |
Вопрос № 355 | ||
Вопрос: | К мировоззренческим принципам философии Возрождения относятся… | |
Ответы: | ☑ гуманизм ☐ пессимизм ☑ пантеизм ☑ антропоцентризм ☐ аскетизм ☑ прометеизм | |
Решение: | К мировоззренческим принципам философии Возрождения XV–XVI вв. относятся идеи, связанные с понятийными достижениями поздней схоластики, с одной стороны, и новой картиной мира – с другой: антропоцентризм, пантеизм, гуманизм, прометеизм (Петрарка, Пико делла Мирандола, Лоренцо Вала, Мишель Монтень и др.). Антропоцентризм – представление о человеке как творце собственной жизни и центре мироздания: человеческая свобода стоит выше всякой природной необходимости и делает его равным Богу. Пантеизм (pan – все, theos – бог) – учение, отождествляющее Бога и мир, растворяющее Бога в природе: природа является божественным, одушевленным, наделенным всеми необходимыми силами первоначалом вещей. Гуманизм – любовь к человеку – видит предназначение человека в самореализации, в «сотворении» самого себя заново как гармонического единства божественного и природного, небесного и земного. Прометеизм – культ творческой деятельности (Прометей – мифический герой, символ зарождения культуры), наделяющий не только созерцательно-духовную, но и чувственно-предметную деятельность человека сакральным (священным) смыслом, что определяет эстетическую, а не нравственно-этическую (в отличие от Средневековья) направленность культуры Ренессанса. | |
Вопрос № 356 | ||
Вопрос: | Социальное развитие, по К. Марксу, есть смена исторических типов – общественно-экономических формаций. Установите правильную последовательность формаций. | |
Ответы: | ● Укажите порядковый номер для всех вариантов ответов ● Ответ неверный! ● Вы неверно установили последовательность формаций. Социальное развитие, по К. Марксу, диалектично, то есть представляет собой переход общества от простого состояния к сложному (в результате развития частнособственнических отношений), а затем – от дифференцированного к всеобщему (в результате «снятия» противоречия между индивидуальным и общественным трудом). ● Закрыть данную подсказку. ● Задание выполнено неправильно, так как сконструирован неполный ответ из предложенной неупорядоченной последовательности элементов. ● Закрыть данную подсказку. ● первобытная ● феодальная ● рабовладельческая ● коммунистическая ● капиталистическая ● // | |
Решение: | Социальное учение К. Маркса (соч. «Капитал») основано на историческом и диалектическом материализме, в соответствии с которым основой исторических изменений выступает способ производства материальных благ, а в качестве ведущей тенденции истории выступает поступательное развитие – общественный прогресс как движение к свободе, предполагающее нарастание материального и духовного богатства жизни. Развитие социального бытия диалектично – от первоначально простого, нерасчлененного (доисторического) состояния общество движется к сложному, дифференцированному и антагонистически классовому (историческому), а затем – в результате развития производительных сил и постепенного «снятия» отчуждения человека от труда – к бесклассовому (постисторическому). К. Маркс выделил следующие формации: 1) первобытная – общество, для которого характерен низкий уровень развития производительных сил, зависимость от природы, охота и собирательство как основные формы хозяйственной деятельности, отсутствие частной собственности и эксплуатации человека человеком; 2) рабовладельческая – первая антагонистическая формация, где с переходом к производящему хозяйству используется труд рабов, а прибавочный продукт полностью присваивается собственником; 3) феодальная – общество, в котором используется труд крепостных крестьян, находящихся в личной зависимости от землевладельцев, но при этом заинтересованных в результатах труда в связи с появлением излишков производства; 4) капиталистическая, основанная на машинном производстве и труде наемных рабочих, которые, не владея средствами производства, находятся в экономической зависимости от собственников средств производства; 5) коммунистическая – общество будущего, для которого характерен высокий уровень развития производительных сил, общественная собственность на средства производства, свободный труд и отсутствие эксплуатации. | |
Вопрос № 357 | ||
Вопрос: | Установите соответствие между антропологическими понятиями и направлениями современной западной философии. 1. Проекция и сублимация 2. Заброшенность и абсурд 3. Бинарность и символ 4. Деконструкция и коммуникация | |
Ответы: | Задание на соответствие, палим "решение" | |
Решение: | Современные антропологические концепции представляют разнообразие трактовок человека и его сущности. Психоанализ рассматривает человека как противоречивое единство сознательного и бессознательного. Проекция – это восприятие собственных психических процессов как свойств внешнего объекта в результате перенесения на него своих внутренних импульсов и чувств. Проекция играет большую роль в процессе формирования психики в раннем детстве, когда отсутствует четкая дифференциация между «Я» и внешним миром, и лежит в основе архаичных антропоморфных представлений о мире. Сублимация – психический процесс преобразования и переключения энергии бессознательных влечений на цели социальной деятельности и культурного творчества. Сублимация – один из видов трансформации влечений (либидо), противоположный вытеснению, – лежит в основе социализации (процесса формирования личности). Экзистенциализм характеризует человека как экзистенцию (существование, «здесь-бытие»), сущностью которой является «заброшенность» в мир, случайность, непредопределенность, что делает человека существом открытым, одиноким и свободным. Ощущение случайности бытия создает абсурд (отсутствие высшего смысла) – единственно возможный тип взаимодействия между личностью и миром. Попыткой преодоления абсурда является трансцендирование (выход за пределы наличного бытия), построение собственной системы ценностей в поисках смысла; выбор ценностей всегда индивидуален, и только сам человек несет ответственность за свой выбор. Структурализм и структурная антропология (К. Леви-Строс, Ж. Лакан) утверждает бинарность (двойственность) в качестве основного принципа структурной организации человека как культурного существа, поскольку человеческое бытие изначально противоречиво: оно находится между жизнью и смертью, своим и чужим, сознательным и бессознательным и т.д. Первобытные культуры сохранили способ гармоничного сочетания противоречий в дологической структуре мифа. Символ (миф и язык) есть основное выражение сущности человеческого бытия; ему, с одной стороны, противостоит «реальное», к которому у человека нет непосредственного выхода, с другой – «воображаемое» – область неустойчивых субъективных образований. Ключевыми понятиями постмодернизма, сформировавшегося под влиянием информационной культуры (производства знаков, символов, информации), являются деконструкция (отказ от идей целого, универсального, абсолютного) и коммуникация (разговор, общение с целью создания и пересоздания разнообразных систем – «текстов» или «дискурсов»). Постмодерн вообще отрицает какую-либо реальность вне сферы коммуникации и производит реорганизацию, декомпозицию, размывание контуров, деперсонализацию т.н. «жизненного мира». Текущая действительность характеризуется как «перфоманс» – ситуативность, а сфера культуры – как «симулякр» – творческий монтаж имитированной реальности. | |
Вопрос № 358 | ||
Вопрос: | Представитель русского космизма В.И. Вернадский… Продолжение » |
|