|
…нее двух вариантов ответа ● естественнонаучный ● докритический ● критический ● диалектический | |
Решение: | В творчестве Канта выделяются два периода: докритический и критический, т.е. творчество до написания «Критики чистого разума» и после. | |
Вопрос № 407 | ||
Вопрос: | Установите соответствие между представлениями о сущности гуманитарного познания и направлениями современной философии. 1. Соотнесение фактов с ценностями 2. Созерцание явлений 3. Переживание собственного бытия 4. Понимание и интерпретация текста | |
Ответы: | Задание на соответствие, палим "решение" | |
Решение: | В современной философии предлагается разнообразие методов гуманитарного познания. Неокантианство (В. Виндельбанд, Г. Риккерт), разграничивающее два типа научного метода – генерализирующий (обобщающий, естественнонаучный) и идеографический (индивидуализирующий, гуманитарный), утверждает ценностное познание действительности как специфическую особенность гуманитарных наук. Этот метод улавливает индивидуальную значимость события, факта, личности и т.п., а значит, соотносит данный объект с ценностями – культурными императивами, определяющими отношение исследователя к фактам. Феноменология (Э. Гуссерль) считает сущностью познания непосредственное созерцание явлений, данных нам через сознание. Метод феноменологической редукции ставит под сомнение реальность внешнего мира, с одной стороны, и эмпирического самосознания (Я) – с другой, сводя мир к чистому феномену или эйдосу (явлению, фиксированному в словесной форме). Экзистенциализм (С. Кьеркегор, М. Хайдеггер, А. Камю) рассматривает познание как переживание субъектом собственного бытия, через которое раскрывается тождество его с объектом. Познание, с этой точки зрения, не может быть абстрактно-отвлеченным, оно всегда затрагивает эмоциональную сферу личности, осуществляющей трансценденцию – выход за границы наличного бытия в поисках абсолютного бытия и собственной сущности. Герменевтика (Г. Гадамер) считает познание прежде всего пониманием и интерпретацией. Понимание – это выявление смысла текста (в широком смысле), то есть письменных источников, произведений искусства, действий человека, исторических событий, которые могут рассматриваться в знаково-символической форме. Текст при этом выступает как часть контекста – исторической эпохи, культуры, мировоззрения автора, что определяет «герменевтический круг» – движение познания от целого к части и затем к целому. Понимание предполагает интуитивное вчувствование с целью преодоления исторической дистанции между автором и интерпретатором. | |
Вопрос № 408 | ||
Вопрос: | Установите соответствие между философскими школами и их представителями. 1. Марксизм 2. Космизм 3. Западничество 4. Славянофильство | |
Ответы: | Задание на соответствие, палим "решение" | |
Решение: | Г.В. Плеханов признается первым марксистом в России. Исходный пункт философии Плеханова – тезис К. Маркса о том, что «не сознание определяет бытие, но бытие определяет сознание». Он признавал реальность свободы человека, хотя и видел зависимость ее проявления от социально-исторических условий. А.Л. Чижевский считал, что выбросы солнечной энергии и вызванные ими изменения электромагнитного поля Земли влияют на биологическую жизнь на нашей планете, усиливают психоэмоциональную возбудимость людей и тем самым способствуют росту динамики социальных перемен в соответствующей фазе солнечного цикла. Для космизма характерно рассмотрение человека и космоса как единого целого. П.Я. Чаадаев высоко оценивал западное христианство, католицизм, сыгравший значительную роль в «воспитании» народов Европы. Мир, мнению П. Чаадаева, испокон веков делится на две части: Восток и Запад. Человеческий ум созидается на Востоке, развивается на Западе. Но Россия не Запад и не Восток. У нее нет традиций ни того, ни другого. У нее нет внутреннего единства, естественного развития. На Западе есть единство, есть развитие. Но что обеспечивает единство Запада? По П. Чаадаеву, католицизм, папа. Над историческим развитием России господствует не время, а факт географический – огромные пространства, неподвижность. Россияне стоят как бы вне времени, они отлучены от истории. Отсюда его упреки русским людям: Россия ничем не содействовала прогрессу исторического разума, она лишь заимствует и подражает. А.С. Хомяков является представителем славянофилов. В своей статье «О старом и новом» (1839) он выступает против взглядов П.Я. Чаадаева сравнивающего Россию с чистым листом бумаги, доказывая необходимость следования ее западному историческому пути развития. А.С. Хомяков утверждает, что Россия принадлежит не католической и протестантской Западной Европе, а византийско-православному восточному миру, и в этом – не беда и слабость России, а, напротив, ее провиденциальное значение и духовная сила. | |
Вопрос № 409 | ||
Вопрос: | Установите правильную последовательность возникновения свойств материальных систем по мере их усложнения. | |
Ответы: | ● Укажите порядковый номер для всех вариантов ответов ● Ответ неверный! ● Вы неверно установили последовательность свойств материальных систем. Чем выше уровень самоорганизации системы, тем более открытой и неравновесной она является, что проявляется в ее способности к самостоятельному, независимому от внешних факторов, существованию и развитию. ● Закрыть данную подсказку. ● Задание выполнено неправильно, так как сконструирован неполный ответ из предложенной неупорядоченной последовательности элементов. ● Закрыть данную подсказку. ● психическая активность ● самодвижение ● творческая активность ● саморазвитие ● самоорганизация ● // | |
Решение: | Разнообразие материальных систем определяет различие их свойств. Есть свойства, характерные для любого уровня организации; есть такие, которые присущи только высшим уровням. Самодвижение – изменение объекта под влиянием внутренне присущих ему противоречий – является фундаментальным свойством материи, присущим всем уровням ее строения – от механических, квантово-физических до социальных процессов. Самоорганизация – процесс создания, воспроизведения и совершенствования, характерный для сложных динамических систем. Такими системами являются живая клетка, организм, биологическая популяция, биогеоценоз, человеческий коллектив и т.д. Процессы самоорганизации происходят за счет перестройки существующих и образования новых связей между элементами системы. Условие самоорганизации – большое количество элементов внутри системы, связи между которыми имеют не жесткий, а вероятностный характер. Типы самоорганизации: а) самозарождение (генезис) – возникновение из некоторой совокупности целостных объектов новой системы со своими специфическими закономерностями (например, генезис многоклеточных организмов из одноклеточных); б) самосохранение – поддержание определенного уровня организации при изменении внешних и внутренних условий; в) саморазвитие. Саморазвитие (самосовершенствование) – переход системы на более высокую ступень организации, усложнение внутрисистемных связей – характерно для открытых и неравновесных систем, способных накапливать и использовать прошлый опыт. Психическая активность – высший вид отражения, свойственный наиболее сложным системам живой природы. Чувствительность, то есть способность иметь ощущения, является начальной формой психики у организмов. Взаимная координация органов чувств у животных формирует восприятие – отражение вещей в совокупности их свойств, а также существенных в биологическом отношении пространственно-временных и элементарных причинных связей в окружающем мире. Человеку свойственно сознание – высшая форма психической активности, для которой характерно целенаправленное отражение действительности в абстрактно-понятийных формах. Творческая активность – способность системы не только отражать, но и преобразовывать окружающий мир – свойственна наиболее сложным, социальным системам. Для творческой активности характерно продуктивное воображение и фантазия, способность к созданию новых идей, целей, средств, результатов деятельности. Совокупность результатов преобразовательной деятельности образует культуру – искусственный мир «очеловеченной природы». | |
Вопрос № 410 | ||
Вопрос: | Установите соответствие между критериями прогресса их содержанием. 1. Системные 2. Энергетические 3. Информационные | |
Ответы: | Задание на соответствие, палим "решение" | |
Решение: | Прогресс – это направление движения, связанное с переходом системы от менее совершенного к более совершенному состоянию. Различаются три группы критериев (признаков) прогресса. Системные критерии характеризуют уровень организации объекта с точки зрения сложности. Усложнение системы связано с увеличением количества и разнообразия элементов и структурных связей, степени упорядоченности и устойчивости к воздействиям внешней среды. Энергетические – показывают степень эффективности функционирования системы. Чем меньше система затрачивает вещества и энергии для достижения определенной цели, тем более она развита. Информационные – характеризуют систему по числу каналов связи и объемам получаемой информации от окружающей среды, состояния систем управления. В целом в материальных системах существуют две тенденции: стремление к неупорядоченному состоянию (понижение уровня организации) в замкнутых системах и стремление к упорядоченности (повышение уровня организации) в открытых системах. | |
Вопрос № 411 | ||
Вопрос: | Установите соответствие между именами философов и формами диалектики, характерными для их мировоззрения. 1. Сократ 2. Спиноза 3. Гегель 4. Маркс | |
Ответы: | Задание на соответствие, палим "решение" | |
Решение: | В Античности под диалектикой понималось искусство научного спора, который, в отличие от обыденного спора, строился по законам логики; эти законы, в свою очередь отождествлялись с всеобщими космическими законами. Диалектика понималась в основном как учебный предмет, цель которого – выявлять логические ошибки в высказываниях спорящих. Сократ, впервые применивший само слово «диалектика», видел ее сущность в умении познающего мышления совмещать противоположные мнения с целью достижения истины. Ученик Сократа Платон развил понимание диалектики как диалогической операции расчленения и связывания понятий посредством вопросов и ответов. В Новое время сформировалось диалектическое понимание субстанции. Спиноза описывает субстанцию как «источник самой себя», как творящую (Бог) и сотворенную (природа); выявляет диалектику свободы и необходимости («Свобода есть осознанная необходимость»). Возникает новое понимание сущности диалектических противоречий: если в Античности господствовало убеждение в том, что в самой природе нет противоречий, то теперь связь идей в мышлении трактуется как отражение связи вещей. Классическая немецкая философия разрабатывает целостную концепцию диалектики. Гегель создал учение о всеобщем развитии: он вновь рассматривает бытие, но уже противопоставленным самому себе, как рефлектирующее. Диалектика Г. Гегеля охватывает всю область действительности, начиная от логических категорий, переходя далее к природе и духу и заканчивая историческим процессом. Развитие трактуется им как саморазвитие Абсолютного духа, проходящего этапы бытия, сущности и понятия. Маркс сместил понятие диалектики с мышления на бытие, показав, что цели истории заключены не в абстрактном духе, а в человеческой деятельности. Бытие в целом, как природное, так и социальное, развивается в соответствии с объективными диалектическими законами. | |
Вопрос № 412 | ||
Вопрос: | К бессознательным явлениям относятся… | |
Ответы: | ☐ умозаключение ☑ интуиция ☑ автоматизированные навыки и способы действия ☐ суждение | |
Решение: | На существование в человеческой психике не только сознательного формулируемого, но и бессознательного (неосознаваемого, «темного», «неявного») знания указывали Платон, Г. Лейбниц, И. Кант, А. Бергсон и другие философы. Впервые предметом специального систематического исследования бессознательное стало в учении З. Фрейда (1856–1939). Он различал собственно бессознательное – то, что вообще никогда не осознается (сексуальные, агрессивные влечения, вытесненные из сознания мысли, впечатления, импульсы); а также предсознательное – то, что может осознаваться при определенных условиях. К области бессознательного З. Фрейд относил также так называемое «архаическое наследство» человечества – коллективную «копилку» представлений, типических реакций и механизмов психики. К бессознательным психическим явлениям относится интуиция. Интуитивными часто называют неведомые мыслительные процессы, протекающие на уровне подсознания, и любые идеи, пути возникновения которых нам непонятны. Автоматизированные навыки и способы действий, которые человек первоначально выработал под контролем сознания, а затем в результате тренировки научился применять «без участия сознания», также относятся к видам бессознательного. | |
Вопрос № 413 | ||
Вопрос: | Понятие «опыт» включает в себя … | |
Ответы: | ☑ ощущения ☐ экспликацию ☐ трансценденцию ☑ наблюдение ☑ внутренние переживания ☑ эксперимент ☑ прагматические действия | |
Решение: | Понятие «опыт», то есть основанное на практической деятельности чувственно-эмпирическое познание действительности, включает в себя: 1) ощущения – отражение свойств предметов и явлений; 2) внутренние переживания – состояния сознания, связанные с процессом присвоения явлений внешнего мира психикой, личный опыт субъекта; 3) прагматические действия – элементы жизнедеятельности субъекта, направленные на достижение значимых для него целей; 4) наблюдение – преднамеренное восприятие фактов объективной реальности с целью изучения и отыскания смысла в явлениях; эмпирический метод научного исследования; 5) эксперимент – планомерно проведенное наблюдение с активным вмешательством исследователя в объект (изоляция, комбинация, создание искусственных условий, использование технических средств); важнейший метод эмпирической проверки научной гипотезы. | |
Вопрос № 414 | ||
Вопрос: | Формами практики как критерия истины являются … | |
Ответы: | ☑ исторический опыт человечества ☑ общественное производство ☑ социально-политическая деятельность ☑ научно-экспериментаторская деятельность ☐ духовное производство ☐ прогностическая деятельность | |
Решение: | Формами практики (материально-предметного освоения человеком действительности) как критерия истины являются: 1) общественное производство, создание материальных благ, которые являются результатом опредмечивания знания и, следовательно, подтверждением его истинности; 2) социально-политическая деятельность как одна из форм социальной практики, направленной на преобразование общественных отношений: в процессе этой деятельности подтверждается или опровергается истинность социальных знаний; 3) научно-экспериментаторская деятельность, связанная с наблюдением объекта в искусственно созданных условиях, в процессе которой подтверждается истинность научных теорий; 4) исторический опыт человечества, так называемый «суд истории», выступающий наиболее всеобъемлющей формой практики, подтверждающей или опровергающей знание человека о мире и самом себе в самых разнообразных формах деятельности – бытовой, социокультурной, государственно-политической и др. | |
Вопрос № 415 | ||
Вопрос: | Двумя логически возможными альтернативными трактовками научного познания являются … | |
Ответы: | ● Ответ неверный! ● Два основных общезначимых подхода возникли в ходе развития философии науки в середине XIX века. ● Закрыть данную подсказку. ● Задание выполнено неправильно, так как выбран неполный перечень верных ответов из предложенных. ● Закрыть данную подсказку. ● Укажите не менее двух вариантов ответа ● неклассическая философия науки ● классическая философия науки ● модернизм ● постмодернизм | |
Решение: | Двумя логически возможными альтернативными трактовками научного познания являются – классическая и неклассическая философия науки. | |
Вопрос № 416 | ||
Вопрос: | К эмпирическим методам научного познания относятся… | |
Ответы: | ☑ измерение ☐ аксиоматический метод ☐ формализация ☑ эксперимент | |
Решение: | На эмпирическом уровне преобладает живое созерцание (чувственный опыт), рациональный момент и его формы присутствуют, но имеют подчиненное значение. Исследуемый объект отражается преимущественно со стороны внешних связей и проявлений, в которых выражаются внутренние отношения (в противном случае мы никогда не смогли бы выявить существенных, закономерных связей и отношений объекта). Эмпирическое, опытное исследование направлено непосредственно (без промежуточных звеньев) на сам объект и осваивает его с помощью таких приемов и средств, как наблюдение и эксперимент. Научное наблюдение – это целенаправленное и специально организованное восприятие явлений. Главное требование в данном случае – объективность, точность даваемых наблюдением сведений. Наблюдение должно проводиться таким образом, чтобы вмешательство наблюдателя не исказило картину изучаемых явлений. Однако такое вмешательство может стать эффективным средством познания, если строго фиксировать, с одной стороны, воздействие исследователя на изучаемый объект, а с другой – изменения, которые оно вызывает в объекте. Наблюдение, проводимое в этой ситуации, превращается в элемент другого, более сложного метода эмпирического познания – эксперимента. Эксперимент есть управляемое и контролируемое воздействие на изучаемый объект с целью получения информации о нем. В эксперименте используется ряд материальных средств, приборы, аппаратура и т.п. Итогом наблюдений и экспериментов, а также ряда других эмпирических методов должно стать установление научных фактов. | |
Вопрос № 417 | ||
Вопрос: | Основными положениями кумулятивистской концепции развития науки являются следующие: | |
Ответы: | ☑ научное знание со временем отражает действительность точнее, глубже и полнее ☑ научное знание развивается поступательно, прогрессивно, постепенно ☐ с развитием науки мы не больше знаем о мире, а иначе его познаем ☐ развитие науки связано с отбрасыванием старого знания и заменой его новым | |
Решение: | Кумулятивистский подход (от лат cumulatio – увеличение, скопление) в развитии знания абсолютизирует преемственность. Согласно кумулятивистской концепции роста научного знания последнее развивается поступательно, прогрессивно, постепенно. На каждом этапе развития науки в составе научного знания остается то, что было правильно установлено на предыдущих этапах, а ошибки и заблуждения, имевшиеся в науке прошлого, отбрасываются. Таким образом, новые знания в науке строятся на основе предшествующих знаний, при этом научное знание совершенствуется и отражает действительность со временем надежнее, точнее, глубже, полнее. | |
Вопрос № 418 | ||
Вопрос: | Главная опасность технического прогресса состоит в том, что развитие техники… | |
Ответы: | ☐ приводит к дегуманизации общества ☑ грозит стать самоцелью ☑ способствует быстрому загрязнению окружающей среды ☐ прерывает накопление культурных ценностей | |
Решение: | Главная опасность технического прогресса состоит в том, что развитие техники грозит стать самоцелью. Оно также способствует быстрому загрязнению окружающей среды. Освобождая человека от тяжелой, однообразной работы, техника вместе с тем требует от него труда по ее созданию, обслуживанию, уходу за ней. Чтобы избавиться от этого труда, человек вынужден создавать новую технику для его выполнения. Это ведет к тому, что в настоящее время 80–90% новой техники создается не для обслуживания человека, а для обслуживания техники. Таким образом, технический прогресс не только сберегает человеческий труд, но и изменяет его направленность. Темпы такого процесса все нарастают по мере технического прогресса, и человек все больше становится зависим от творения своих рук и интеллекта. Несомненно, техническая мощь человека настолько возросла, что вносимые им в природу изменения достигли критического значения: природная среда стала необратимо разрушаться и делаться непригодной для существования человечества. Однако остановить пагубное воздействие на природу человек сможет, изменив внутренние мотивации, ценности, в том числе отношение к техническим достижениям. | |
Вопрос № 419 | ||
Вопрос: | Главными представителями школы философской антропологии, основанной в 20-х гг. XX века, являются М. Шелер (1874–1922), … | |
Ответы: | ● Ответ неверный! ● Это немецкие философы, оперирующие традиционными представлениями о человеке. ● Закрыть данную подсказку. ● Задание выполнено неправильно, так как выбран неполный перечень верных ответов из предложенных. ● Закрыть данную подсказку. ● Укажите не менее двух вариантов ответа ● К. Поппер (1902–1994) ● З. Фрейд (1856–1939) ● А. Гелен (1904–1976) ● Г. Плеснер (1892–1985) | |
Решение: | Главными представителями школы «философской антропологии», основанной в 20-х гг. XX века являются: М. Шелер (1874–1922), Г. Плеснер (1892–1985) и А. Гелен (1904–1976). | |
Вопрос № 420 | ||
Вопрос: | Социокультурным контекстом понимания человека в эпоху Возрождения были … | |
Ответы: | ● Ответ неверный! ● В эпоху Возрождения формируется новое понимание человека. ● Закрыть данную подсказку. ● Задание выполнено неправильно, так как выбран неполный перечень верных ответов из предложенных. ● Закрыть данную подсказку. ● Укажите не менее двух вариантов ответа ● теоцентризм ● гуманизм ● антропоцентризм ● материализм | |
Решение: | Социокультурным контекстом понимания человека в эпоху Возрождения были антропоцентризм и гуманизм. | |
Вопрос № 421 | ||
Вопрос: | Способами подлинного существования человека в культуре, по Н.А. Бердяеву, являются … | |
Ответы: | ● Ответ неверный! ● Н.А. Бердяев изложил эти идеи в работе «Философия свободного духа». ● Закрыть данную подсказку. ● Задание выполнено неправильно, так как выбран неполный перечень верных ответов из предложенных. ● Закрыть данную подсказку. ● Укажите не менее двух вариантов ответа ● труд ● власть ● творчество ● свобода | |
Решение: | Способами подлинного существования человека в культуре, по Н.А. Бердяеву, являются свобода и творчество. Свобода, по Н.А. Бердяеву, первична по отношению ко всему бытию, свобода берется из ничто в Ungrund, она извечна. Главным признаком личности Н.А. Бердяев считал способность человека к творчеству. | |
Вопрос № 422 | ||
Вопрос: | Гедонизм видит смысл жизни в … | |
Ответы: | ☐ отказе от удовольствия ☐ отказе от наслаждения ☑ удовольствии ☑ наслаждении | |
Решение: | Гедонизм видит смысл жизни в удовольствии и наслаждении. | |
Вопрос № 423 | ||
Вопрос: | К социальным стратам относятся … | |
Ответы: | ☐ народности ☐ нации ☐ семьи ☑ классы ☑ сословия ☑ касты | |
Решение: | Под стратой понимается слой людей, имеющих сходные показатели по какому-либо критерию социального неравенства. Касты, сословия и классы различны по своему социально-экономическому статусу. Понятие социальной стратификации, то есть разделение людей на страты, характеризует неоднородность общества. Страты в обществе представляют собой иерархически расположенные социальные. | |
Вопрос № 424 | ||
Вопрос: | К характерным признакам цивилизационного похода относятся следующие представления… | |
Ответы: | ☐ история общества – смена общественно-экономических формаций ☑ отрицание общего пути развития отдельных народов ☑ отдельные цивилизации никак не связаны друг с другом ☐ уровень развития общества исходит из природно-климатических условий жизни ☑ цивилизации отличаются друг от друга духовными представлениями | |
Решение: | Цивилизация рассматривается сторонниками данного подхода как локальная (ограниченная в пространстве и времени) социокультурная система, качественная специфика той или иной группы стран на определенном этапе развития. Цивилизации самобытны и коренным образом отличаются друг от друга, так как основаны на несовместимых системах социальных и духовных ценностей. Для каждой цивилизации характерен, прежде всего, духовно-религиозный код деятельности (Философия: учеб. пособие для вузов / отв. ред. В.П. Кохановский. Ростов н/Д, 2007. С. 324). | |
Вопрос № 425 | ||
Вопрос: | Глобализация в экономической сфере предполагает… | |
Ответы: | ☐ создание международных политических организаций ☑ выход бизнеса за национальные рамки ☐ обмен духовными связями ☑ формирование мировых производительных сил | |
Решение: | Современная экономика представляет собой своего рода единый хозяйственный механизм, все элементы которого разбросаны по всем странам и континентам (Гобозов И.А. Социальная философия: учеб. для вузов. М., 2007. С. 281). Выход бизнеса за национальные рамки проявляется в формировании транснациональных корпораций, координирующую основную часть мировой экономики. | |
Вопрос № 426 | ||
Вопрос: | Продолжение » |
|